Мюзикл-сказка, главными герями которой стали поезда и вагоны, был создан английским композитором Эндрю Ллойд-Уэббером и либреттистом Ричардом Стилгоу почти двадцать лет назад. Изначально предполагалось, что это будет мюзикл для детей (композитор посвятил его своим старшим детям — Имоджен и Николасу), но спектакль быстро приобрел популярность среди публики всех возрастов.
Еще в 1973 году композитору предложили написать музыку к мультипликационному сериалу по рассказам преподобного Уилберта Одри "Паровоз Томас" ("Thomas the Tank Engine"), известным также под названием "Способный маленький паровоз" ("The Little Engine That Could"). Он принял предложение (в детстве он сам зачитывался этими историями) и сочинил несколько мелодий, но проект был заброшен. В 1977 Ллойд-Уэббер решил записать две из сочиненных им композиций — "Двигатель любви" ("Engine of Love") в исполнении "Эрла и Паровой Команды" ("Earl and the Steam Team") и инструментальную композицию "Выпуская пар" ("Steamin'"). Эрл Джордан был американским соул-певцом, с которым композитор познакомился за несколько лет до этого. Джордан умел изображать голосом паровозный гудок из трех аккордов — звук, который позже станет символом "Звездного Экспресса". Слова к "Двигателю любви" написал Питер Ривз, актер, игравший в одной из постановок мюзикла "Иосиф и его удивительные разноцветные одежды".
В 1975 году одна телекомпания попросила Эндрю Ллойд-Уэббера написать музыку к другому мультфильму — про Золушку. Этот проект также ни к чему не привел, но подал композитору новую идею. В 1982 году, во время очередной поездки в Америку, Ллойд-Уэббер отправился со своими детьми — дочерью Имоджен и сыном Николасом — на прогулку по восстановленной железной дороге Вэллей в южном Коннектикуте. Во время этой прогулки у него и возникла мысль соединить паровозную историю с историей про Золушку. Изначально это выглядело так: Золушка — бедный маленький паровозик, две ее злых сестры — дизель и электровоз, добрая фея — Полночный Экспресс. А дальше — паровозик теряет свой поршень, а некий принц начинает искать по всей Америке ту, которой этот поршень подойдет. В дальнейшем сюжет был сильно изменен, но начало было положено. Для написания текстов был приглашен Ричард Стилгоу, который помогал адаптировать тексты Т. С. Элиота к "Кошкам".
Летом 1982 года на фестивале в Сидмонтоне состоялся показ написанного материала. Авторы предполагали, что их "Звездный Экспресс" может стать концертом для школ. Среди гостей фестиваля был Тревор Нанн, который ставил до этого "Кошек" Эндрю Ллойд-Уэббера. Нанну понравилась работа Ллойд-Уэббера и Стилгоу, и он с радостью согласился стать режиссером нового мюзикла. Он отверг идею со школьным концертом, почувствовав в мюзикле потенциал настоящего шоу. Ему предстояло повторить свой удачный эксперимент в области музыкального театра — только теперь героями были не кошки, а локомотивы и вагоны. Режиссеру пришла в голову блестящая идея — поставить актеров на ролики и включить в спектакль захватывающие сцены гонок. Тревор Нанн настоял на том, чтобы тема состязаний стала основной, а музыкальный материал — более популярным.
Джон Нейпьер — художник-декоратор, также работавший с Ллойд-Уэббером над "Кошками", был призван создать железнодорожный мир. Изготовление этих декораций потребовало значительных усилий и средств; на перестройку театра ушло 1.400.000 фунтов стерлингов, тогда как весь бюджет спектакля составлял 2 миллиона фунтов (рекордная сумма для постановки мюзикла в то время). Дэвид Херси, еще один член звездной команды "Кошек", придумал фантастическое освещение.
В роли хореографа выступила Арлен Филлипс, в то время — руководитель известной танцевальной рок-группы "Горячие слухи" (Hot Gossip), в которой пела невеста Эндрю — Сара Брайтман.
Затем надо было найти актеров, которые одинаково хорошо умели бы кататься на роликах и петь, что само по себе было задачей не из легких. С костюмами также возникли проблемы: они получились очень тяжелыми и неудобными. Когда начались репетиции стало понятно, что участники труппы имели разную подготовку. Например, мужчины, исполнявшие роли локомотивов, в основном могли быстро кататься, но не обладали хореографическими навыками. Женщины же, игравшие вагоны, были танцовщицами, но не могли быстро кататься. Репетиции шли каждый день, с десяти утра до девяти вечера, актеры часто получали травмы разной степени тяжести, и многие из них выбыли из спектакля, просто физически не имея возможности продолжать репетировать.
Не смотря на то, что больших ролей в спектакле не было, в афише встречались известные имена. На одну из основных партий — Перл или Жемчужины (Pearl) — была приглашена Стефани Лоуренс, одна из первых исполнительниц роли Эвиты в Лондоне. Мюзикл создал и новых звезд: Франсез Руффель, дебютировав в "Звездном Экспрессе" в роли Дайны (Dinah), спустя два года получила премию Тони за роль Эпонины в бродвейской постановке мюзикла "Отверженные". Популярность приобрел и чернокожий исполнитель главной роли Расти или Ржавого (Rusty) Рэй Шелл.
Тексты, как уже было сказано, принадлежат Ричарду Стилгоу, который в то время одновременно выступал в кабаре и писал для детей. Никто не считал его достойной партией для композитора, но последний настаивал на том, чтобы на плакатах его нового спектакля было указано "Звездный Экспресс — новый мюзикл Эндрю Ллойд-Уэббера и Ричарда Стилгоу". Тем не менее участие Стилгоу ограничилось только работой либреттиста. Он не появлялся на рекламных акциях, устраиваемых для привлечения зрителей к новому шоу. Зато Эндрю Ллойд-Уэббер и Тревор Нанн со всем составом "Звездного Экспресса" радостно позировали прессе перед театром Аполло Виктория, рядом с которым, в рекламных целях, разместили настоящий паровоз "Уильям Х. Остен".
Прежде чем представить спектакль широкой публике, состоялось гала-превью, на котором присутствовала королева Великобритании Елизавета II с супругом, леди Диана и множество других почетных гостей. Композитор представил королевской чете свою юную супругу — Сару Брайтман, брак с которой он зарегистрировал за пять дней до этого мероприятия.
Премьера "Звездного Экспресса" — одного из самых необычных шоу за всю историю мюзиклов состоялась 27 марта 1984 года.
Вот что происходит на сцене. Маленький мальчик (Контроль), чей голос мы слышим в начале увертюры, играет со своими игрушечными поездами, изображая гонки. Но вот наступает вечер, и он должен ложиться спать. В его сне поезда и вагоны начинают жить своей жизнью. Они все в ожидании знаменательного события — трансамериканских гонок. Среди участников — дизельный локомотив Гризболл, электровоз Электра и паровоз Расти — главный герой мюзикла. Расти никто не воспринимает всерьез, ведь паровозы давно устарели. Парни-локомотивы устраивают ему на трассе всяческие козни, а девочки-вагоны (включая возлюбленную юного паровоза Перл) просто смеются над ним. И постепенно Расти начинает терять веру в себя. Но на помощь приходит его отец — старый Папаша-паровоз. Он рассказывает ему сказку о волшебном Звездном Экспрессе, а потом является ему как сам Звездный Экспресс, чтобы убедить Расти, что ему нужно лишь поверить в себя, и тогда он найдет в себе силы, чтобы победить. И Расти верит — и побеждает в гонке, завоевав и всеобщее уважение, и любовь Перл.
Критиков "Звездный Экспресс" не привел в восторг. Они отмечали потрясающие декорации и костюмы (а также сумму, которая была на них потрачена), интересную хореографию, однако ключевая мысль практически всех статей была такова: зрелище настолько увлекает, что забываешь, что ты пришел сюда слушать музыку знаменитого Эндрю Ллойд-Уэббера. Либреттиста обвиняли в недопустимых для детского спектакля двусмысленностях в текстах. Например, песня Электры называлась "AC/DC" — "Постоянный/переменный ток", что на сленге означает "бисексуальность".
В музыкальном отношении "Звездный Экспресс" представляет собой серию пародий (по мнению критиков — не самых лучших) на различные жанры американской музыки : от блюза, кантри и госпела до рэпа и рок-н-ролла. Кроме того, Ллойд-Уэббер иронизирует над идолами поп-культуры: Гризболл — это, несомненно, Элвис Пресли, а Электра — завуалированная пародия на Майкла Джексона.
Премьера мюзикла на Бродвее состоялась 15 марта 1987 года. Постановка снова побила все рекорды по дороговизне. К сожалению, это был единственный ее рекорд. Казалось бы, "Звездный экспресс" должен был стать родным для Америки — американская музыка, сюжет, даже география (в декорации были включены названия американских железнодорожных станций), но критики отнеслись к спектаклю еще строже, чем к лондонской постановке. Мюзикл получил единственную награду Тони — за костюмы (Джон Напьер) и закрылся 8 января 1989 года, спутся 761 представление. Это было бы рекордом для многих композиторов на Бродвее, но не для Эндрю Ллойд-Уэббера.
Несмотря на неудачу на Бродвее, пользовался огромной любовью зрителей Японии, Канады, Австралии и Мексики. Долгое время существовала постановка "Звездного экспресса" на льду — т.е. на коньках вместо роликов — в Лас-Вегасе. В Германии мюзикл был поставлен в 1988 году в Бохуме — где и идет до сих пор.
В 1992 году композитор решает обновить "Звездный Экспресс" и посвящает шоу своему полоторогодовалому сыну Элистеру. Над новой редакцией работала та же творческая команда. Были внесены небольшие изменения в сюжет и порядок номеров, кроме того, изменилась режиссура, хореография, освещение, и дизайн декораций. Авторы отказались от двух персонажей — соответственно, их песни также были вырезаны, появилось несколько новых номеров.
В середине мая 2001 года лондонская постановка "Звездного Экспресса" была "модернизирована". В зрительном зале Театра Аполло Виктория установили новые кресла, у спекталя появилась новая электронная начинка — современные компьютеры и звуковое оборудование. Также было полностью изменено световое оформление и добавлены новые видеокамеры в туннелях, где проходят гонки. Композитор говорил, что хочет добавить новомодного "хип-хоп звучания" в мюзикл, чтобы привлечь молодежь.
"Звездный Экспресс" стал вторым самым "долгоиграющим" мюзиклом в истории британского театра после "Кошек", другого знаменитого шоу Эндрю Ллойд-Уэббера. 9 января 2001 года состоялось праздничное представление: мюзикл был сыгран в семитысячный раз. По последним подсчетам Really Useful Group, за все время существования мюзикла о паровозах "Звездный Экспресс" посмотрело не менее 16 миллионов человек, и он принес доход в 352 млн. фунтов стерлингов. В одном только Лондоне шоу посетило более 7 млн. человек. Критики не оценили шоу. Сам Эндрю Ллойд-Уэббер, не очень удовлетворенный постановкой, сказал, что прелесть первоначальной задумки в окончательной постановке была частично утрачена. До недавнего времени казалось, что "Звездный Экспресс" обосновался в Лондоне также надолго как и "Кошки" — "отныне и навсегда". Однако 12 января 2002 года состоялось его последнее представление. Правда, как утверждают создатели, мюзикл закрылся только для того, чтобы обрести новую жизнь: планируется турне, мультипликационный сериал по его мотивам, видеофильм и, возможно, новая стационарная постановка.